«Назад

Руководитель Роспотребнадзора Дагестана доложила ситуацию с водоснабжением республики на заседании Правительства

Руководитель Роспотребнадзора Дагестана доложила ситуацию с водоснабжением республики на заседании Правительства

21 февраля, в Правительстве Дагестана прошло заседание на котором обсуждался вопрос: "О мерах реализации ФЗ №416 "О водоснабжении и водоотведении".

Вопрос был вынесен на рассмотрение руководителем Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан Элеонорой Омариевой.

Отмечая значимость данного закона, Омариева отметила, что закон является важнейшим этапом реализации системного подхода к формированию нормативно-правовой базы в водной отрасли устанавливая конкретные полномочия органов местного самоуправления и организаций осуществляющих водоснабжение.

К целям данного законодательства относятся: охрана здоровья путем бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения, повышение энергоэффективности, снижение негативного воздействия на окружающую среду, доступность услуг за счет эффективности организации, развитие систем водоснабжения путем привлечения инвестиций.

"Проблема безопасного водоснабжения является приоритетной для обеспечения санитарно-эпидемической безопасности в республике, - подчеркнула Омариева. - Управлением ежегодно проводятся семинары-совещания для глав муниципальных образований и гарантирующих организаций. Подготовлены и изданы Сборники нормативно-правовых документов по организации и выполнению мероприятий по контролю за водоснабжением и водоотведением. Проведены работы по уточнению и взятию на баланс бесхозяйных водоисточников. Разработаны для каждой административной территории примерные Программы производственного контроля. Направлено более 300 уведомлений о несоответствии проб воды. Разработаны проекты планов мероприятий по улучшению качества воды".

Однако, органы местного самоуправления зачастую уклоняются от выполнения возложенных на них законом обязанностей.

Всего в республике главами МО определены 43 гарантирующие организации на 28 МО, тогда как в 352 населенных пунктах – 24 МО, гарантирующие организации не определены, полномочия по организации водоснабжения переданы Соглашениями главам сельских поселений причем без передачи финансирования.

Только по 26 административным территориям направлены технические задания на разработку планов мероприятий по привидению качества воды в соответствие с установленными требованиями. Повсеместно отсутствуют утвержденные главами МО инвестиционные программы (кроме г.Махачкалы). отсутствуют схемы водоснабжения.

Главы муниципалитетов не размещают информацию о качестве подаваемой населению воды на своих сайтах.

Особое беспокойство вызывает неудовлетворительная организация контроля за качеством воды, практически 2/3 населения республики потребляют воду, качество которой не исследуется.

По словам Омариевой, исследование воды в рамках санитарно-гигиенического мониторинга проводимый Роспотребнадзором, не может заменить необходимый лабораторный контроль в рамках производственного контроля.

Она также отметила, что в  республике из года в год не меняется ситуация с разработкой и утверждением проектов зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения. В неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии остаются  водопроводные и канализационные сети (изношенность на отдельных участках достигает 70-80%), многочисленные аварии и утечки, их несвоевременная ликвидация, хаотичная незаконная застройка в т.ч. коллекторов, отсутствие утвержденных схем водоснабжения и водоотведения является высоким эпидемическим риском.

На протяжении ряда лет управляющие компании и коммунальные службы не проводят в многоквартирных домах планово-предупредительный ремонт водопроводных сетей и сооружений, зачастую стоки затапливают подвальные помещения жилых домов, приводя к повторному загрязнению питьевой воды.

"Все перечисленные факторы многократно увеличивают риски возникновения эпидемиологических осложнений, как итог - неудовлетворительное качество питьевой воды, чему свидетельствуют результаты лабораторных исследований проводимый Роспотребнадзором",- подчеркнула Омариева.

Согласно мониторингу качества питьевой воды, специалистами установлено увеличение не соответствующих гигиеническим требованиям проб воды  по мутности.

Несмотря на то, что уменьшился удельный вес проб питьевой воды, не отвечающий установленным требованиям по микробиологическим показателям  - 11,6%  против  15,5%  в 2015г., удельный вес не соответствующих проб по мутности составил 36,6 в 2017г. против 30,7% в 2016г.

Наряду с этим, нерешенным остается вопрос обеспечения  жителей Северного Дагестана доброкачественной водой путем  исключения из системы централизованного питьевого водоснабжения артезианских вод Терско-Кумского бассейна с повышенным содержанием мышьяка. Отсюда и наблюдается рост показателей онкологической заболеваемости среди населения.

Также, Омариева отметила, что особенно неблагополучными остаются территории: Карабудахкентский район, пос. Красноармейск и Семендер г.Махачкалы, Каякентский, Буйнакский и Тарумовский районы, г. Буйнакск, Гергебельский, Ахтынский, Гунибский, Казбековский районы, пос.Сулак г.Махачкалы и г.Дагестанские Огни.

В ряде городов республики подача воды осуществляется по графику (города Дербент, Кизляр, Буйнакск, Избербаш, Каспийск), почасовая подача воды ведется в многоквартирных домах, в образовательных, медицинских учреждениях, на объектах общественного питания и торговли, нехватка воды вынуждает жителей устанавливать емкости для ее запаса, что в последствии создает угрозу ее вторичного загрязнения.

Актуальной проблемой для республики остается бактериальная дизентерия, по которой поддерживается высокий уровень заболеваемости. В целом по республике удельный вес дизентерии Флекснера составил - 98%, что свидетельствует о реализации водного пути передачи инфекции. 

есмотря на регламентированные сроки до настоящего времени канал Октябрьской революции не исключен из системы водоснабжения г.Махачкалы, Тарнаирские водоочистные сооружения не введены в эксплуатацию.

Управление Роспотребнадзора по РД принимает установленные меры к лицам, виновным в нарушении требований  Федерального закона  №416-ФЗ  «О водоснабжении и водоотведении»:

- сумма наложенных штрафов за период с 2015г. по 2017г. составила - 11 млн. 500 тыс. рублей;

- в судебные инстанции направлено 856 протоколов об административном правонарушении;

- направлено в суды 543 иска в отношении глав администраций и гарантирующих организаций "О признании незаконным бездействие и понуждению к действию";

- вынесено 721 Представлений об устранении нарушений;

- в правоохранительные органы направленно 58 материалов для возбуждения уголовных дел;

- 77 Постановлений направлено в органы прокуратуры для прокурорского реагирования.

Помимо этого, по результатам контроля за водоснабжением в 2017г. Управлением вынесено 31 Постановление Главгоссанврача по РД «О запрете использования недоброкачественной питьевой воды», 510 человек отстранено от работы, вынесено 405 вопросов на рассмотрение органов  исполнительной власти республики и местного самоуправления.

В результате принятых управленческих решений, предотвращенный ущерб составил 744 млн. рублей.

На основании изложенного, Омариева предложила комплекс мероприятий:

1.      Правительству РД, министерству строительства и ЖКХ совместно с министерствами и ведомствами доработать схему территориального планирования с отображением на картах градостроительного зонирования границы утв. ЗСО (п.5 ст.30 Градостроительный Кодекс РФ).

2.      Утвердить «План мероприятий («дорожная карта») по наведению порядка в водообеспечении и водоотведении  в Республики Дагестан на 2017- 2020 годы в соответствии с Федеральным законом от 07 декабря 2011г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

3.      Принять комплекс мер по исключению Кор и Вузовское озеро в качестве источника водоснабжения, ввести в эксплуатацию Тарнаирские водоочистные сооружения.

4.      Главам МО:

-        Разработать и утвердить проекты ЗСО источников водоснабжения;

-        Не допускать передачу территорий ЗСО в частную собственность, обеспечив регламентированный порядок их использования (ограждения, охрана, оздоровительные мероприятия – п.14 ст.27 Земельный Кодекс РФ);

- Обеспечить организацию и проведение производственного лабораторного контроля качества подаваемого населению питьевой воды (ст. 25 ФЗ 416)

- Определить количество источников питьевого хозяйственно-бытового централизованного и децентрализованного водоснабжения, необходимое для обеспечения населения каждого населенного пункта питьевой водой в объеме достаточном для удовлетворения бытовых и физиологических нужд.

- Информацию о качестве питьевой воды размещать на сайтах администраций.