--Есть ответ-- Страхование (№8710)

Тематика обращения :  Страхование (№8710)

Дата регистрации обращения : 17.10.2017

Текст обращения :  О нарушении прав потребителя страховой компанией ПАО СК Росгосстрах в Республике Дагестан

Ответ : В Управление Роспотребнадзора по РД поступило обращение гр. Казиева Д.Р. (вх. № 8710 от 17.10.2017г.) о нарушении прав потребителя страховой компанией ПАО СК Росгосстрах в Республике Дагестан.

В обращение гр. Казиева Д.Р., поступившего от Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека,  отсутствует основание для принятия мер реагирования в рамках компетенции Управления Роспотребнадзора по РД.

Отношения, возникающие из договора страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств регулируются следующими нормативными правовыми актами: Федеральным законом № 40-Ф3 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»; Гражданским кодексом Российской Федерации; Законом РФ №2300-1 «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года; Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств утвержденных положением Центрального банка Российской Федерации от  1 октября 2014 г. N 34204.

Пунктом 2 статьи 16 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей" определено, что запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).

В соответствии с ч.1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) граждане свободны в заключение договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.

В силу прямого указания ст. 935 ГК РФ личное страхование жизни или здоровья является добровольным и не может быть возложено на гражданина в качестве обязательства, обусловливающего предоставление ему другой самостоятельной услуги.

Также согласно Информации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 18 апреля 2014 года «О ситуации с соблюдением законных интересов граждан при заключении договоров обязательного страхования ОСАГО», сообщаем, что в установленную сферу деятельности Роспотребнадзора не входит непосредственное решение вопросов, связанных с исполнением гражданами их законной обязанности заключить договор ОСАГО, а территориальным органам Роспотребнадзора, не представляется возможным принятие мер административного реагирования за несоблюдение Закона об ОСАГО к страховщикам, препятствующим гражданам в какой-либо форме в реализации ими этой своей обязанности.

С учетом данного обстоятельства гражданину имеет смысл направлять мотивированное обращение в Роспотребнадзор (его территориальные органы) лишь тогда, когда суть его претензий касается не заключения договора ОСАГО как такового, а попыток страховщика к уже заключенному договору ОСАГО навязать заключение других возмездных сделок, в частности, договоров добровольного страхования КАСКО и т.п. К обращению необходимо приложить (при наличии) документированные свидетельства в обоснование аргументов заявителя (копию договора об ОСАГО и других договоров, копии чеков и т.д.).

В случае попытки отказа со стороны страховщика заключить договор ОСАГО в связи с якобы отсутствием бланков полисов,  и т.д. обращение следует направлять в Центральный банк Российской Федерации (107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12) или в региональные подразделение Банка России, информация о которых размещена на его сайте по адресу: http://www.cbr.ru/regions/.

В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 2 мая 2006г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», данное обращение направлено по подведомственности в адрес Управления  Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров  в ЮФО Департамента страхового рынка Банка России, для решения поставленных в обращении вопросов.